Идентичные пространства

December 18, 2015

 

 Сообщение прочитано на конференции «Архитектура и градостроительство – инновационный ответ на современные социально-экономические вызовы» 5 июня 2015 года  в  г. Владикавказе.

 

 Создание, или же - развитие идентичности является одной из неотъемлемых задач градостроительства и архитектуры.

 

     Существует много определений, через которые раскрывается понятие идентичности, например:  «Бренд города - это городская идентичность, системно выраженная через привлекательные, яркие идеи, символы и образы, нашедшие адекватное отражение в имидже города»; или: «Региональная  идентичность – это воля к жизни и развитию на данной территории». Однако, идентичность важна не только для постоянных жителей региона, но и для людей, посещающих регион периодически, а также -  для туристов, приезжающих однократно.

 

 

  

    Мы будем говорить только о качествах пространств и визуальных объектов, т. е. о природных ландшафтах и рукотворных сооружениях. Чаще всего, пространственная идентичность  работают во взаимодействии с факторами социальной, национальной, конфессиональной, мифологической идентичности, и другими.

 

   Существуют хрестоматийные примеры  развития существующей идентичности города, как , например, сооружение собора святого Петра в Риме, филармонии на Эльбе, либо - создания новой идентичности, как музей в Бильбао Фрэнка Гери  или так называемые грибы в Севилье Юргена Майера.

      

В человеческой природе есть тяга к идентичности, по этой причине все, что окружает нас, получает характерные названия, обрастает эмоциональными характеристиками, легендами, мифами, влияет на общественные отношения, менталитет и самоощущение людей. Люди вглядывались в ночное небо и видели в нем медведицу, лиру, Персея, на этой основе слагались легенды, подогревающие интерес  людей к звездному небу.

Как правило,  истоком идентичности пространства  является природный ландшафт. Ландшафт изначально влияет на планировку города. Ярким примером служит Владикавказ, основой идентичности которого служит ландшафт предгорья.

 

 Планировочная структура города такова, что гора Столовая замыкает перспективы продольных улиц, за счет чего сравнительно невысокая гора на эмоциональном уровне для жителей Владикавказа значительнее, чем известный пятитысячник Казбек. В его контуре люди видят и плоский стол, и лежащую девушку, на склоне горы  находят портрет Сталина, из этих ассоциаций рождаются  легенды.

 

 Если присмотреться к склону Столовой горы в зимний или весенний период, можно  обнаружить  там силуэт шагающего человека с поднятой рукой в длиннополой одежде, развевающейся на ветру. В воображении возникают разные образы, в частности - образ Андрея Первозванного, который первым принес  на северный Кавказ идеи Христа. В поднятой руке чудится крест. А что, если в этом месте поставить реальный крест высотой 15-20 метров…, тогда фигуру увидят все и появятся новые легенды, фактор идентичности получит дополнительный импульс.

      

   Посмотрим на панораму Главного Кавказского хребта с Владикавказской  равнины. На склоне горы Джимарайхох просматривается ледник Колка, но мало кто его видит. А ведь это самый грозный из ледников Кавказа, раз в 100- 150 он лет срывается со склона и приносит с собой неисчислимые бедствия в Кармадонское ущелье. В 2002 году жертвами схода ледника стали 125 человек, включая киносъемочную группу Сергея Бодрова.

 

    Благодаря Кармадонским воротам - двум скальным отрогам, замыкающим ущелье с севера, ледник не вырвался тогда из ущелья к селению Гизель, где проживает около 8000 человек.

Не будь таящейся в леднике Колка опасности, Кармадонское ущелье могло бы стать крайне привлекательным для проживания, отдыха, лечения, туризма и альпинизма, так как в верховьях реки Геналдон имеются  обильные, хорошо исследованные источники термальных лечебных вод, отсюда начинаются альпинистские маршруты на самые высокие вершины Осетии – Казбек, Джимарай-хох и Шау-хох, через ущелье пройдет планируемая от моря  до моря Кавказская рокада.

 

    Мы ставим задачу нейтрализовать эту опасность или, хотя бы, отодвинуть ее во времени, и, одновременно, сохранить память о самом явлении. Ледник может стать основой создания новой идентичности не только для Кармадонского ущелья, но и для значительной части равнинной Осетии.

             Мемориальный комплекс Кармадонского ущелья представляется нам в виде стройных рядов из 125 зеркальных щитов на отвесной скале Кармадонских ворот, поворачивающихся за солнцем и направляющих лучи на поверхность ледника Колка , замедляя его рост.

 

 По одной из будущих легенд, а легенды в горах рождаются сами, ряды воинов, представленные зеркальными щитами - это форма присутствия многочисленных жертв ледника,  объединившихся для защиты своих потомков от очередной ледниковой агрессии.

 

              Высвеченный солнечными лучами, невзрачный, малоприметный ледник Колка перейдет в категорию самых заметных ледников  Кавказа и станет еще одним фактором идентичности пространства горного ущелья и всей Осетинской равнины, сохраняя память о великих бедствиях и грандиозных явлениях природы.                    

 

 Руслан Аликов

Please reload