Проект Мемориала Бесланской трагедии 2004-го года

Аннотация к архитектурному проекту        МЕМОРИАЛА ПАМЯТИ ЖЕРТВ БЕСЛАНСКОЙ ТРАГЕДИИ   1 – 3 сентября 2004 года.

   Мемориал на месте трагедии нужен для сохранения свидетельств достоверности событий, он должен пробуждать в людях мысли о вечной ценности каждой человеческой жизни, давая им возможность сосредоточиться, отвлечься от повседневных проблем. Людям необходимо знать правду, увидеть своими глазами подлинные свидетельства событий.

Иное отношение к этому    у тех, кто пережил ту страшную трагедию – многие из них хотели бы вычеркнуть ее из памяти или, хотя бы, как можно реже вспоминать. Современное состояние территории школы, ее открытость и взаимосвязь с дворами жилых домов, с уличными проездами, с полосой железной дороги . не обеспечивают такой возможности.  Нужна особая организация пространства!..

 

   Пространственная идея проекта заключается в обособлении мемориальной зоны от повседневной жизни города – от ежедневных забот и суеты жильцов пятиэтажек, от пешеходов, спешащих на работу, в школу, или просто гуляющих, от шума автомобилей и проходящих поездов. Эффективно и ненавязчиво эту задачу можно решить за счет земляного обвалования и озеленения. Предлагаемый проектом земляной вал при взгляде со стороны напоминает усеченный курган высотой до 6м. и диаметром 115м. Он обособит территорию, которая фактически уже стала МЕМОРИАЛЬНОЙ ЗОНОЙ.

   В проектируемом комплексе основное внимание  сосредоточено на полуразрушенном обгоревшем здании спортзала, как на главном материальном свидетельстве трагедии, ставшем для матерей Беслана своего рода храмом. В этом здании каждое написанное слово, каждая царапина, следы обстрелов и пожаров являются подлинными реликвиями. Все части, все конструкции спортзала, а также часть северной стены школы подлежат тщательной консервации в их сегодняшнем состоянии. 

       Для защиты от дождя и снега спортзал предлагается накрыть крупными листами сверхпрочного стекла внахлест по сохранившимся стальным фермам и - никаких новых конструкций. Обгоревший деревянный пол необходимо беречь от ног многочисленных посетителей, для чего предусматривается устройство прозрачной дорожки на 25- 30 см. выше поверхности пола.               

 Нет смысла сохранять всю школу – достаточно выделить контуры застройки   мощением из  кирпича от разбираемых стен.                                     Круглая МЕМОРИАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ, и примыкающий к ней с западной  стороны  амфитеатр предназначены для массовых траурных мероприятий.

   С восточной стороны к мемориальной площади примыкает протяженная ЗОНА ПАМЯТИ , ограниченная дугообразной СТЕНОЙ ПАМЯТИ  переменной высоты, выполненной в традиционной для равнинной Осетии кладке из крупных окатанных камней. В кладку стены сплошной полосой вставлены 333 памятные плиты, а точнее, блоки из монолитного стекла с именами погибших (буквы надписей должны быть внутри стеклянного массива). В темноте эти блоки слегка светятся за счет фосфоресценции  люминофора, нанесенного на боковые грани блока , который излучает накопленную за день световую энергию и высвечивает надписи. Каждый блок отдельно выступает из стены и дает возможность осязать его слабовидящим  людям. Двигаясь вдоль стены, они могут касаться рукой выступающих  блоков, отсчитывая их и, таким образом, находить плиты с именами близких им людей.

         Художественным обобщением, концентрированным выражением памяти должен стать СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЗНАК, который бы отразил на более абстрактном уровне и кристальную чистоту только–только начинавших жить детских душ и невероятность трехдневного ужаса Беслана и вечную память живущих людей. В качестве знака – символа проектом предлагается установить в центре мемориальной зоны монолитную граненую призму – стелу из высотой 12 метров, состоящий из 5 – 8 отдельных блоков сверхпрозрачного стекла в который навечно впаян раскрытый обгоревший школьный дневник (вернее, копия подлинного дневника, выполненная из долговечного материала) с единственной заполненной страницей – 1 сентября 2004 года. Стела составляется из отдельных блоков, стыкующихся по вертикали, а между ними устанавливаются тонкие фосфоресцирующие прослойки люминофора, создающие определенный ночной эффект – светящиеся и парящие на разной высоте треугольные пластины – нимбы.

          За счет многочисленных отражений и преломлений лучей, сквозь отражения своих лиц люди увидят на гранях стелы всё окружение – землю, небо, солнце, полуразрушенный спортзал, Стену Памяти... Эффект соучастия будет создаваться  непрерывно обновляющимся образным рядом, в который включен каждый зритель.

Все световые эффекты в мемориальной зоне должны достигаться исключительно за счет естественного света днем и свечения люминофора ночью,  исключив любую искусственную подсветку.

Объем земляного вала вмещает в себя небольшой МУЗЕЙ , в котором будут представлены документы и подлинные материальные свидетельства трагедии. Вход в музей предусматривается через дверь в сохраняемой части северной стены школы.

Важнейшая тема воды, ВОДЫ, которой так не хватало детям в те трагические дни, кем–то достаточно образно и сдержанно уже решена на входе в спортзал в виде двух стекающих по гранитным плитам струй. Это удачное решение следует оставить и в будущем мемориале.

Создание мемориала должно стать всенародной акцией. В сооружении насыпного холма должен участвовать каждый житель республики от младенцев до стариков - каждый обязан принести сюда горсть земли с места своего проживания и внести в это дело свой вклад.

 Программой конкурса предусматривалось обязательное включение в состав комплекса православного храма. Автор считает, что это некорректно по отношению к представителям других конфессий.  Церковь или часовню  лучше возвести за пределами основного ядра комплекса, желательно на фундаментах, снесенной в тридцатые годы церкви, которая находилась в непосредственной близости к школе №1. В этом случае возведение церкви станет актом восстановления исторического облика Беслана, корректным по отношению к представителям других религиозных конфессий , будет обеспечена максимальная сохранность и подлинность главного свидетельства трагедии – спортзала, в чистом виде будет представлено памятное значение мемориала.
 В проектируемом комплексе основное внимание  сосредоточено на полуразрушенном здании спортзала, как на главном материальном свидетельстве трагедии, своего рода храмом. В этом здании каждое написанное слово, каждая царапина, следы обстрелов и пожаров являются подлинными реликвиями. Все части, все конструкции спортзала, а также часть северной стены школы подлежат тщательной консервации в их сегодняшнем состоянии. 

 

Please reload